Весь каталог недвижимости
Автопарк — 20 лет создателям жанра

Игорь Моляр, поистине завораживающий человек, философствуя на разные темы, открывает сакральные вещи, наверное, и для себя, и для окружающих. Нам посчастливилось побывать с известным телеведущим на шестичасовом тест-драйве и вместе с ним пройти все этапы гонок за кадром, а также узнать о его любимом деле.


Cтрасть к творчеству и усердная работа за 20 лет привели Игоря на вершины профессии. Оказавшись первым в этом жанре, и двигаясь вместе с командой постоянно вперед, он оставил далеко позади своих последователей.


Рождение


— Игорь, каков Ваш путь в профессии? Вы по образованию журналист и первым начали заниматься автомобильной журналистикой в Украине. Как пришли к этой теме и запускали тест-драйвы на нашем телевидении?


— Все происходило совершенно эмпирическим путем. В 1993 году мы с моим будущим партнером и коллегой Валентином Ополевым приехали с Чернобыльской АЭС, где у нас каждый день было прямоэфирное вещание. В Киеве вместе стали делать телевизионный проект.


Валентин — одессит и он занимался тогда «Маски-шоу», которые завел в наш совместный проект, а у меня была работа над программой «Останки». Это телевизионно-публицистический цикл о том, что осталось после перестройки. Некая аллегория останкинской империи. Рухнула же вся конструкция вместе с медийными, техническими, социальными, советскими, социалистическими закостеневшими формами, но жизнь продолжалась. Кто-то был погребен под этими обломками и погиб вместе с целыми трендами. Кого-то подбросило вместе с выбросами пыли вверх, и они стали верхними слоями общества. Кто-то продолжал жить на этих обломках, питаясь падалью, пытаясь выжить. Вот об этом и был проект.

После многих программ ты становишься учеником собственных идей. Когда ты интуитивно придумываешь что-то, ты еще не знаешь, что это, но уже знаешь, как это сделать. Как метко сказал Валентин Гафт: «Когда ты понимаешь, что и как одновременно, ты — профессионал в чистом виде».


Вот тогда я был на 30% профессионалом, и мне было интересно, куда же меня эта идея выведет? Где-то диктует форма, где-то содержание. И когда ты уже доходишь до эфира, ты чувствуешь вывод — он звучит, как твой внутренний голос. Это фантастическое ощущение, когда идея тебя ведет, и ты каждый раз поднимаешься все выше и выше или опускаешься все глубже и глубже. Это то, что всегда держало меня в телевизоре. Когда грянула перестройка в Украине, я понял, что занимаюсь не тем. Так как нужно либо молчать, либо обманывать. И я решил придумать себе некий формат журналистики, где врать необязательно. Так появилась автомобильная тема. Вначале мы делали утилитарную программу для слесарей про железки. Затем мы сами становились автомобилистами. Приходил опыт, как определенная телевизионная составляющая, то есть мы понимали природу аудитории. Чтобы развиваться, формат передач менялся где-то раз в полтора года, ведь очень скучно всю жизнь делать одно и то же. Для меня телевидение — не способ выживания, а способ развития.


— Есть ли в мире аналоги «Автопарка»?


— Наверное, Top Gear — это аналог, но я не стал бы сравнивать нас ни по формату, ни по бюджету, ни по, условно говоря, драматургии программы. Мы раньше появились. Они в 1996-м, а мы в 1993-м. Сколько стран, столько и автомобильных программ. Поскольку мы были первыми, то за нами появилось много нечто похожего, но часто силиконового.

Оттачивание мастерства


— С чего у Вас начинается тест-драйв?


— С подготовки к знакомству с автомобилем. Мы собираем о нем информацию, читаем все, что писали о нем за рубежом. Если это новый автомобиль, едем на завод и в числе первых его тестируем с конструкторами и дизайнерами, которые создали эту модель. Бывают случаи, когда мы указываем на какие-то недоработки и нас потом благодарят, что мы это вовремя заметили. Снимаем, как правило, за 2 месяца, так как медиапланы расписаны на несколько месяцев вперед.


— В процесс монтажа вмешиваетесь?


— Редко. Обычно вначале я сдаю материал, его отсматривают, сливают, оцифровывают, накладывают эффекты. Я появляюсь на озвучке. Смотрю и корректирую всю картинку. Далее — закадровое сопровождение: добавляется музыка, шумы, спецэффекты, соответствующие той атмосфере и настроению, которые были на самом деле. Если где-то не успели схватить картинку, выводим за счет закадрового звучания, текста, смысла. Голос — это тоже энергетика. Не важно, что он говорит, а как он говорит, — сколько там юмора, какая дозировка смысла и каких-то авторских конструкций. И все это ложится на характер автомобиля, либо на ту задачу, которая ставилась при съемке.

— А Вы пишете сюжеты?


 — Нет, это моя реальность. Я ее чувствую и транслирую. Когда-то писал и готовился, а сейчас, за 20 лет, я уже так подготовлен... Более того, считаю, что самый гениальный продукт получается не в результате идеально выполненного плана, с точностью до миллиметра, а от импровизации подготовки на тему. Нужно передать энергетику, которую и чувствует зритель.


Главное, насколько светится человек изнутри, насколько эта картинка и звукоряд вместе сплетаются в живое общение, чтобы зритель ушел обогащенным. Или, скажем, до начала программы и заставки у человека были проблемы в голове, а эфир прошел, и он как-будто к психотерапевту сходил. Вроде настроение улучшилось, отдохнул мозгами, глазами, и подумал о чем-то другом. Как это происходит рациональным путем,я не могу объяснить. Научить могу, многим дал старт, уже пару десятков человек делают свои программы, потому что это передается, как ремесло.


— Это Ваше любимое дело, хобби, которое приносит деньги?


— Да, если ты еще работаешь на себя и идею, которую ты культивируешь каждый день. Если эта идея твоя, возникла только в твоей голове и сейчас она стала реальностью для миллионов — это, конечно, придает силы и энтузиазма. Мотивации даже больше, чем баснословные гонорары.


— Кто же Вы? Создатель эмоций?


Иллюзий. Я создаю видимость, ведь, что бы ни было, человек должен к чему-то стремиться. Например, мужчина — попробовать разные машинки и другие вещи в жизни. Для него автомобиль — это продолжение его достоинства…

Скульптор слова


— О словотворчестве. Вы создаете слова?


— 20 лет я занимаюсь «словотворчеством», так как многих автомобильных и других терминов нет в украинском языке. Вот как будет правильно: «я пылесошу» или «я пылесосю»? Украинским языком никто 300 лет не занимался, поэтому там слова «пылесос» нет. Явление — есть, а вот слова, отражающее это действие, – нет. «Пилесмокт» или «пилосос» — все это «калька». К сожалению, во многих подобных моментах есть словесные недоразумения, поэтому приходилось придумывать новые слова, апробировать на себе, на аудитории такие вещи, и это — самое интересное.


Язык — это матрица сознания. То, что мы формулируем, о том мы и думаем. На самом деле все не совсем так. Настоящие мысли — это молитвы, а все остальное — мысли о еде, отдыхе, развлечениях — лишь страсти. Поэтому большинство современных людей пользуются ложным языком для имитации ложных страстей. И потом мы можем понять и осознать то, что мы можем назвать. То, что не можем назвать, — не можем и осознать. Так устроен мозг и для этого придуман язык. Язык — это культура, которая позволяет держать человечество в некоторых управляемых рамках. От языка зависит развитие человечества.


Разговор вела Алеся Такида
Фото Вячеслава Макарова

Журнал Residents.ua №5 (январь-февраль 2014)
г. Киев, Артезианский переулок, 11
Договорная цена
Киевская обл., ОбуховсКий р-н, пгт Козин, Большая дамба, 14-й км
Договорная цена
г. Киев, Печерский р-н, ул. Михаила Драгомирова, 14
16 800 грн
АР Крым, между Севастополем и Ялтой
20 400 грн
АР Крым, г. Севастополь, ул. Репина, 15
3 184 000 грн
Киевская обл., Обуховский р-н, с. Подгорцы, КГ «Альпийка»
Договорная цена
г. Киев, Осокорки, 6,7 км от м. «Славутич»
8 999 000 грн
Киевская обл., г. Украинка
11 200 000 грн
Ивано-Франковская область, Буковель
31 360 000 грн
АР Крым , г. Ялта, пгт Ореанда, 52
8 000 000 грн
АР Крым, г. Севастополь, Парк Победы
13 500 000 грн
Словения, Брезовица при Любляна в 9 км
Договорная цена
Киевская обл., Бориспольский р-н, с. Вишенки, «Золоче комплекс»
Договорная цена
Киевская обл., Броварской р-н (12 км от Киева)
Договорная цена
Днепропетровская обл., с. Новоселовка
6 300 000 грн
г. Ивано-Франковск, Калушское шоссе,7
Договорная цена
АР Крым, г. Ялта, Парк им. Гагарина
2 320 000 грн
г. Киев, Печерский р-н, ул. Щорса, 32-б
3 000 000 грн
г. Киев, ГолосеевсКий р-н, ул. Стрелковая
15 200 000 грн
Редакция журнала «Residents.ua»
02068, Украина, Киев,
ул. Драгоманова, 1–м
(044) 207 90 95
(067) 746 16 65
info@residents.com.ua